бизнес в вконтакте

Глава 6 Конец Дикого Запада

С самого начала я понимал, что это дело недостойно даже одного года моей жизни, и уже осенью 2009-го я полностью ушёл в белый бизнес, в котором очень даже пригодились знания, полученные в честной борьбе с «ВКонтакте». В частности, мне удалось создать сервис, который спасает русский «Твиттер» от спама, предоставляя репутационно-белый способ контакта с потенциальной аудиторией, что делает спам (распространение которого дороже) менее выгодным.

Ещё два года назад я прогнозировал, что у людей, промышленно занимающихся спамом во «ВКонтакте», очень скоро не останется воздуха. А сегодня эту борьбу уже сложно даже назвать противостоянием. Появилась самообучающаяся анти-спам-система, с лета прошлого года вся реклама премодерируется, запрещены любые сервисы с оплатой через SMS или по подписке. В этом году пропала возможность приглашать в группы недрузей, регистрация вообще — только по приглашениям (причём в случае чего блокируется вся ветка нарушителей). Поток естественным образом сместился в сторону взломанных пользователей, но и там всё непросто. Например, при попытке подключения с необычного IP-адреса предлагается ввести последние четыре цифры телефона, к которому привязана страница.

Конечно, определённый простор для нелегальной деятельности есть всегда и любые ограничения каким-то образом можно обойти, как я уже писал выше. Но от прежнего эльдорадо не осталось и следа: чтобы прорваться к пользователю, нужны дорогостоящие и изощрённые методы, а потоки дохода превратились в ручейки, которые что ни день перекрываются.

Так что сегодня я не поставил бы на спам и рубля. И не только потому, что не считаю спам достойным занятием. Скорее потому, что сиюминутным экономическим стимулам в долгосрочной перспективе сложно соревноваться с идейными ценностями. При условии, конечно, что эти ценности систематически отстаивают убеждённые люди.

 

<< предыдущая главa оглавление