бизнес в вконтакте

Глава 5 Таргетированный спам

Но на сайте оставались места, где можно было по-прежнему зарабатывать большие деньги. Основным таким местом в 2009 году стала система таргетированной рекламы, которая к тому времени не отличалась вдумчивым регулированием. Не было даже модерации. Ближайшее рассмотрение системы позволило найти несколько приёмов, позволяющих экономнее откручивать большие объёмы. Будучи новинкой на сайте, система таргетированной рекламы давала высочайшие показатели эффективности. За одну минуту мы могли получать тысячи переходов пользователей, это было нечто невообразимое. Модераторы просто не успевали следить за потоком наших объявлений.

Через рекламу продвигалось опять же всё подряд: диеты, гороскопы, имена будущего мужа. Рекомендации по похудению придумывал парень 15 лет, в духе: «Побольше овсянки и физических упражнений». Его одноклассник, работавший на наших конкурентов, записывал на синтезаторе какие-то случайные пафосные звуки, которые потом расходились как «аудионаркотики». Спрос рождал предложение. Пользователи хотели знать дату смерти — скрипт рассчитывал её по незамысловатой формуле. Выражение «Похудей за SMS» стало символом безмерного доверия к дурацким пустышкам.

Мы покупали голоса десятками и сотнями тысяч, большую часть — у торговцев голосами. Это было экономнее, мы строили из себя «добросовестных приобретателей»: многие голоса покупались у авторов гениальных приложений, какие-то, возможно, серыми методами, но мы старались этим не интересоваться. Мы просто соединяли чьи-то серые и чёрные ящики (сервисы по продаже голосов, партнёрские программы с SMS-темами и т.д.) таким образом, что это приятным образом приносило деньги.

Но и тут мы встретили отпор. Возможное «чёрное» прошлое некоторых голосов приводило к блокировке не только аккаунта с ними, но и всех цепочек передачи и распределения партии. Моя команда распрощалась с возможностью общаться с друзьями через соцсеть — наши аккаунты «ВКонтакте» оказались удалены. Но самым страшным ударом стал запрет на передачу голосов через приложения. Голоса, которые до этого нам обходились в 3—4 рубля и конвертировались в шесть, моментально стали не дешевле семи. Работать стало невыгодно. Конечно, что-то работало по остаточному принципу, были какие-то запасы. Но наш поток стремительно терял мощность. Это было самое яркое впечатление: я понял тогда, что самый действенный метод борьбы со злом — экономический.

 

<< предыдущая главa оглавление следующая глава >>